| Обзор европейского рынка тарных картонов — Гофрокартонная Индустрия

Опубликовано: 16.10.2018

Ирина Ван ден Несте,

старший журналист-обозреватель рынка

(тарный картон, гофроупаковка)

PPI Europe, RISI

RISI является поставщиком индексов на все виды бумаги и целлюлозы.

Наши ценовые индексы используются во многих контрактах. Если контракт о поставках гофротары заключается на длительный срок, то цена может пересматриваться каждый квартал. Например, если цена на лайнер и флютинг по индексам RISI меняется больше чем на 3%, то в контракте предусмотрен пересмотр цены на гофротару.

Относительно методологии составления индекса. Мы берем как benchmark (ориентир) следующие виды тарного картона и бумаги для гофрирования:

Небеленый крафтлайнер 175 г/м² (в России  — 125 г) Крафтлайнер с беленым слоем 140 г/м² Флютинг из полуцеллюлозы 127 г/м² (в России — 112 г) Тестлайнер 2140 г/м² (в России — 125 г) Тестлайнер 3140 г/м² Тестлайнер с беленым слоем 140 г (125 г/м² —  для Испании) Макулатурный флютинг 90+ г/м²

Возможно, мы добавим новые граммажи, поскольку идет в Европе тренд к использованию легковесных картонов. Как только мы увидим, что объемы рынка легковесного лайнера достаточно большие, мы можем перейти с индекса 140 г на новый бэнчмарк — 125 г или даже ниже. Также, если мы видим, что  растет какой-то новый рынок, мы начинаем составлять новый индекс. Например, раньше у нас не было тестлайнера с беленым поверхностным слоем, но последние три года мы публикуем ценовой индекс на этот вид тарного картона.

Для составления ценового индекса мы собираем сбалансированную информацию от производителей, покупателей, трейдеров, импортеров, потребителей упаковки и определяем нижний и верхний пределы транзакций на открытом рынке (по наибольшему объему, проданному по этим ценам). Спотовый рынок при этом не учитывается. Мы поддерживаем ежедневную связь с контактами в отрасли по рынкам Германии, Франции, Италии, Великобритании и Испании, охватывая минимум 80% всего объема рынка.

Структура потребления гофроупаковки в Европе на 68% — это производители товаров повседневного пользования (non durable goods), в основном продуктов питания,  и также переработчики гофролиста, а также другие товары широкого потребления, так называемые Fast Moving Consumer Goods. Именно эти товары являются драйвером роста рынка гофрокартонной упаковки в Европе.

А знаете ли вы, что уже более четырнадцати лет в Европе снижается вес гофрокартона за счет использования более легковесных картонов? За это время средний базовый вес коробки снизился почти на 4%. Почностные характеристики при этом сохраняются и растут за счет совершенствования геометрии волны (флюта) и новых технологий производства макулатурных тарных картонов.

Несмотря на то, что экономический рост в Европе замедлился и колеблется в пределах 1%, спрос на гофротару в Европе растет. По графику видно, что этот рост происходит за счет роста потребления в странах Восточной Европы, той же Польши, Венгрии, Чехии.

Еще один тренд на рынке гофрокартона в Европе — рост доли макулатурного картона. Крафтлайнер будет медленно вытесняться тестлайнером, а доля полуцеллюлозного флютинга сильно меняться не будет. Уменьшение потребления крафтлайнера тоже имеет свой предел, поскольку обновление волокна необходимо для поддержания качества макулатуры и производимых из нее лайнера и флютинга.

  

Падение доли рынка полуцеллюлозного флютинга скорее всего остановится на уровне 5%. Это уже нишевый рынок. Полуцеллюлозный флютинг в основном используется для упаковки овощей и фруктов, которые вывозятся из Южной Европы (Испания, Португалия, Италия). В Европе есть всего четыре производителя полуцеллюлозного флютинга Stora Enso, Billerudkorsnäs, Mondi и …

Сегодня второй по величине производитель гофроупаковки в Европе DS Smith ведет  активную кампанию за экологию, заявляя о том, что они будут производить только гофрокартон из 100% макулатуры, поскольку он более экологичен и т.д. В то же время Smurfit Kappa смотрят довольно скептически на эту кампанию, поскольку они — основной производитель крафтлайнера и гофротары из первичного волокна.  Естественно, все специалисты понимают, что качество макулатуры в Европе очень низкое и если крафтлайнер убрать с рынка, то где тогда брать свежее волокно. Вытеснение крафтлайнера будет происходить, поскольку тестлайнер ниже по цене, но это будет очень медленный процесс. тем более что Стора Енсо в конце этого года планирует запуск машины по производству крафтлайнера в Финляндии, — понятно, что первичное волокно никуда не денется с рынка.

По прогнозам рынок тарного картона из вторичного сырья в Западной Европе дойдет в следующем году до 78% рынка гофротары. Хотя некоторые говорят и о 80%, но это уже скорее всего будет потолок.

 

Развитие новых технологий в производстве бумаги помогло значительно увеличить качество макулатурных лайнера и флютинга, что и позволило им сегодня расширить рынок потребления.  Обычно первый вопрос, который мне задают российские производители: как европейцам удается производить тестлайнер такого качества и как они делают легковесные коробки из макулатурного сырья. Естественно, клея используется больше, но эти технологии пока в России не работают. В Великобритании использование крафтлайнера настолько мало, что мы уже не делаем индекс по английскому рынку. Но здесь очень большое потребление легковесных коробов из макулатурного сырья, большой рынок продуктов питания.

Если мы посмотрим динамику запуска новых мощностей в Европе, то за последние 10 лет не было запущено ни одной машины по производству крафтлайнера  — только тестлайнер.

Один из упаковщиков, объясняя мне, как им удается сохранять прочностные характеристики гофрокартона, уменьшая его вес, используя микрофлют, сказал, что они они меняют геометрию флюта и наложения слоев и за счет этого увеличивают показатели продавливания.

Безусловно, качество гофрокартона зависит от обрудования. В Британии за последние годы большинство производителей поставило скоростные гофроагрегаты шириной 2,8 м — это  как стандарт. Без современного скоростного оборудования на рынке делать нечего.

Еще один тренд — на рынок Великобритании зашел американский производитель — так называемый шитфидер (sheet feeder), который заключил договор с шестью-семью переработчиками гофрокартона и только после этого построил гофрозавод на 200 млн м/кв. Он производит для них высококачественный гофролист. Это новая модель бизнеса, которая успешно испытана в Северной Америке и Мексике. И, несмотря на высокую конкуренцию гигантов на британском рынке, этот новичок всех потряс. Сейчас они планируют выйти на рынок Германии.

В последние два года в Европе мы видим наращивание мощностей по производству тарного картона, предложение растет и появился еще один тренд — конверсия.

Конверсия

Производители графических бумаг (мелованных и газетных) конвертируют свои бумагоделательные машины в производство флютинга и лайнера.

Свежий пример. Два частных предприятия, VPK — бельгийское  и «Блупейпа» —  французское, купили у UPM машину по производству легкомелованных бумаг в Страсбурге, переоборудовали ее и через год начали производить легкий тестлайнер и HP флютинг (Recycled Fluting High Performance). Эта машина уже работает почти год, вышла на 70% своей мощности (300 тыс. тонн).

Консолидация европейского рынка продолжается, новые слияния и поглощения. Наконец ушла с рынка компания DURAPACK, крупный производитель гофротары на Балканах (бывшая Югославия и Болгария). Она четыре года искала покупателя и на прошлой неделе DS Smith объявила о приобретении этой компании.

Ритейл

Еще один довольно продолжительный тренд в европейской гофроупаковке — это ритейл. Ритейл — это упаковка, которая выполняет роль полки и рекламного щита. Товар не нужно вынимать из коробки, просто часть коробки отделяется и товар уже представлен покупателю. Естественно для ритейла нужна высокохудожественная печать, соответственно растет требование к топлайнеру, он должен быть с беленым поверхностным слоем с хорошими печатными свойствами.

Развитие сегмента упаковки для ритейла (RRP)

Retail ready packaging (RRP) — готовая упаковка для розницы и shelf ready packaging (SRP) — готовая упаковка для полки были разработаны для выкладывания продукции на полки одним плавным движением, а не перемещением каждой отдельной единицы продукции.

Улучшенная визуальная привлекательность в точках продаж (более высокие требования к качеству печати increased printing requirements).

Растущий сегмент потребительских товаров (FMCG)