Потребность в организации некоего обособленного пространства и подчинении его насущным бытовым потребностям сопровождает человека еще с доисторических времен. Первые рукотворные перегородки, делившие пространство на «внешнее» и «внутреннее», появились задолго до того, как над миром просияла заря цивилизации. Исторический парадокс состоит в том, что, являясь архетипом капитальных стен, легкие быстровозводимые конструкции до сих пор не только не утратили функциональной значимости, но во многих случаях оказываются предпочтительнее своих более брутальных потомков - деревянных, кирпичных, железобетонных и многослойных ограждающих конструкций. Палеоантропологи считают, что первыми в истории человечества строителями были охотники и собиратели, относящиеся к виду Homo habilis («человек умелый»), жившие около 2-1,5 млн лет назад. Они являются самыми древними из известных на сегодняшний день предков современного человека. На стоянках Homo habilis, во множестве обнаруженных в ущелье Олдувай в Танзании, были найдены следы овальных в плане жилищ, представлявших собой сплетенные из прутьев куполообразные каркасы, покрытые листьями и укрепленные внизу по окружности камнями. Интересно то, что помимо таких «капитальных» построек эти древние люди сооружали из ветвей легкие изгороди, защищавшие их от непогоды. Дальнейшее развитие идеи быстровозводимых ограждений мы находим среди остатков материальной культуры более поздних представителей нашего рода, а именно - Homo erectus («человек прямоходящий»), обозначивших свое присутствие на земле примерно 1,6 млн лет назад.
Homo erectus не только строили примитивные хижины, но, зная свойства огня, находили для него оптимальное место внутри своих временных жилищ. Для того чтобы дающий тепло «красный цветок» не погиб от порывов ветра, домашние очаги обкладывались крупными камнями. По-видимому, это самое раннее проявление функционального зонирования внутри обитаемого объема. Но, пожалуй, первое настоящее разделение одного большого помещения на несколько меньших следует отнести ко времени, когда существовал вид Homo sapiens neanderthalensis («человек разумный неандертальский»), который, скорее всего, произошел от «человека прямоходящего» приблизительно 200 тыс. лет назад. По результатам раскопок в пещере Ле-Лазаре около Ниццы (Франция), можно предположить, что жившитам 150 тыс. лет тому назад неандертальцы для защиты от холода соорудили внутри пещеры жилище из шкур, разделенное на две неравные части занавесом (пока неясно, с какой целью). В другой пещере, расположенной вблизи реки Ветерница (бывш.
Югославия), также служившей естественным убежищем для неандертальского человека, в расщелине, отделенной от остальной части пещеры перегородкой из камней, археологи обнаружили череп медведя. Скорее всего, этот тайник был устроен в ритуальных целях. В более позднее время, в период «неолитической революции», начавшейся 10 тыс. лет тому назад, членение объема рукотворного жилища стенами и перегородками на два блока - жилой и хозяйственный, становится общим правилом. Это объясняется почти повсеместным переходом человечества к оседлому земледелию и домашнему скотоводству. Обращение людей к более прогрессивным формам хозяйственной деятельности привело к образованию избытков продуктов питания, что, в свою очередь, потребовало выделения в доме отдельных помещений, предназначенных для хранения запасов продовольствия. В немалой степени процессу обособления различных функциональных зон способствовало развитие религиозных представлений и потребность в строительстве стационарных святилищ, ставших прообразами более поздних храмов, где общее пространство де - лилось на помещения того или иного служебного назначения. Остатки таких четко зонированных жилых и культовых сооружений эпохи неолита археологи открыли во многих частях Евразии.
Среди самых известных памятников того времени следует упомянуть поселение Чайёню (Чейюни-Тепеси) и город Чатал-Гуюк в Анатолии, на территории современной Турции. А что же дальше? Перешагнув через огромный пласт истории, мы оказываемся в средневековой Европе. Эпоха викингов - это не только поражающие своей дерзостью и жестокостью разбойничьи набеги «северных варваров» на города и аббатства материковой Франции и островной Британии. Древние скандинавы уже в Х веке сумели выработать особый вид многофункционального жилища, которое вошло в историю под названием «длинный дом». Это сооружение представляло собой протяженную в плане прямоугольную постройку, в которой одновременно могли жить несколько десятков человек - членов одного рода.
«Длинный дом» был рассечен поперечными перегородками на три основных блока. В средней части находилась общественная зона, где вокруг одного или нескольких очагов происходили события, связанные с повседневной жизнью рода. Слева размещался склад кормов и хлев для домашних животных. В правом крыле - ток и амбар, где молотили, веяли и хранили зерно. В жилом помещении вдоль стен располагались низкие помосты, сидя на которых днем принимали пищу или занимались домашней работой, а в ночное время - использовали для сна. На ночь такие помосты отгораживались от общего помещения кожаными (реже ткаными) занавесями.
Таким образом достигался необходимый психологический комфорт и сохранялось драгоценное тепло. Традиция разделять обитаемое пространство издавна была свойственна многим кочевым народам. Живя по принципу «все свое ношу с собой», кочевники умело пользовались возможностями быстро возводимых каркасных конструкций и легких перегородок.
Юрты центрально-азиатских скотоводов обычно делились на зоны при помощи ковров или войлочных кошм, а яранги оленеводов севера и северо-востока Евразии - сшитыми из шкур плотными занавесями, подвешенными к несущим конструкциям. Такое устройство жилья обеспечивало членение объема на температурный тамбур и обитаемую зону, благодаря чему сберегалось тепло или создавалась защита от изнуряющей жары. Истинных высот искусство функциональной организации помещений достигло в странах Дальнего Востока.
В связи с этим особый интерес вызывает традиционный японский дом, базовые принципы которого еще продолжали формироваться в то время, когда итальянский Ренессанс уже вступил в завершающую фазу, называемую «чинквеченто». Характерными признаками японского жилого интерьера являются легкие перегородки - «сёдзи» и «фусума», а также решетчатые деревянные двери. «Сёдзи» представляет собой собранный из реек каркас «кумико», оклеенны рисовой бумагой.
Функция «сёдзи» - пропускать свет, но оставаться при этом препятствием для взора. Именно «сёдзи» чаще всего использовали в качестве радвижной мобильной стены, отделявшей внутреннее пространство дома от внешнего природного ландшафта. Даже зимой «сёдзи» время от времени отодвигалась, для того чтобы можно было любоваться падающим снегом... Другой тип японской легкой перегородки называется «фусума». В общем случае это деревянная рама, обтянутая с двух сторон бумагой или тканью, часто декорируемых росписью. В многосекционном исполнении «фусума» есть ни что иное, как аналог китайской ширмы. «Фусума», так же как и «седзи», являлась защитой от нескромных взоров, но в отличие от «сёдзи» перегородка «фусума» препятствовала прохождению света.
Что касается двери со встроенной деревянной решеткой, то она свободно пропускала и свет и воздух, но, создавая при этом «эффект гардины», не позволяла увидеть, что происходит в глубине комнаты. Кстати, довольно мощный конструктив таких дверей предоставлял возможность использовать их в качестве заполнения наружного входного проема. Основное назначение перечисленных элементов интерьерного оборудования традиционного японского дома - возможность почти мгновенной и многовариантной трансформации обитаемого объема в зависимости от той или иной бытовой ситуации.
Столь гибкий подход островитян к организации функциональной среды обитания рожден, увы, весьма прозаической причиной: острая нехватка земли, пригодной для застройки, вела к дефициту жилых площадей индивидуального дома. Развивать же постройку вверх в сейсмоопасной зоне - весьма рискованное дело... Несмотря на то, что пресловутый японский минимализм оформился как реакция веками обособленного островного этноса на внешние экстремальные и довольно специфические, в сравнении с материком, природно-климатические условия, исторический опыт японцев оказался востребованным в Европе. Как всегда, в начале была мода, со свойственным ей легкомыслием и неистребимым стремлением к внешнему подражательству. Со временем пришло более глубокое понимание полезных качеств тех или иных проявлений дальневосточной культуры: шелк, фарфор, зонт, веер, флаконы из цветного нефрита для ароматических «солей», и, конечно, ширма, - все это оказалось чрезвычайно востребованным среди представителей европейской знати. По мере знакомства европейцев с Азией, разнообразные ширмы и экраны стали входить в обиход на Западе.
Вслед за «фарфоровым сумасшествием», охватившим всю Европу в галантном XVIII веке, пришла мода на изящные конструкции из шелка и бумаги на легком деревянном каркасе. Наряду с ними были в ходу и более монументальные резные деревянные ширмы, которые позже перешли в викторианский и колониальный стили. Подлинный расцвет легких стен приходится в Европе на конец XIX - начало XX веков. Идеология модерна привнесла в интерьер кованый металл и стекло. Изящные причудливо орнаментированные складные экраны стали одной из узнаваемых черт салонов и светских домов той поры.
Увы, после окончания Первой мировой войны ширмы и легкие перегородки ушли на второй план, став формальным напоминанием о некогда стабильной и беспечной Европе. С этого времени они являются лишь принадлежностью «присутственных мест» - контор, больниц и банков. И лишь в конце пятидесятых годов XX века о них снова вспомнили. Когда на волне послевоенного экономического подъема в Японии начали интенсивно развиваться корпорации Sony, Matsushita, Akai и др., их отличительной особенностью стал своеобразный, но чрезвычайно эффективный фирменный стиль. Он явился результатом синтеза современных методов организации труда в промышленно отсталой и поверженной в прах усилиями союзников империи и древней культурной традиции, что дало потрясающий управленческий эффект.
Особенность заключалась в том, что коллектив японской фирмы, обычно весьма многочисленный, трудился в одном большом зале, не поделенном по европейской традиции на комнаты. При этом командный дух и тесное общение служащих всех рангов приводили к великолепному результату. В итоге уже с конца шестидесятых годов началось медленное, но неуклонное проникновение японского капитала и принципов менеджмента в США и Западную Европу.
Естественно, вместе с компаниями продвигалась и новая культура фирменного стиля. Однако вскоре стали замечать, что в западных условиях японские принципы организации труда стали давать сбои. Оказалось, что очень трудно совместить проявления замкнутой в себе «канонической» азиатской цивилизации с внешней открытостью и связанным с ней интенсивным информационным обменом, изначально свойственным европейцам. Проведенные исследования показали, что для успешного решения поставленных задач работнику с западным менталитетом, с присущей ему перегруженностью информацией извне, необходимо приватное пространство, в котором он сможет почувствовать себя достаточно изолированным. В то же время никто не мог отрицать, что совместная деятельность коллектива как единого организма была эффективнее индивидуального труда или работы в маленьких изолированных группах. Для решения этой противоречивой проблемы был найден простой и очень действенный способ - разделить залы на зоны при помощи легких перегородок, своеобразных потомков древних «фусума». Удивительно, но это нехитрое приспособление оказалось настолько удобным, что победоносное шествие офисных перегородок продолжается и по сей день.
При этом сами конструкции стали не только важной функциональной деталью интерьера, но и способом визуальной индивидуализации фирменного стиля той или иной компании. Более того, возродясь в офисном пространстве, ширмы и экраны вновь перекочевали в жилые интерьеры. Вызвано это было многими причинами - и неугасающей модой на все восточное, и популярностью жилья со свободной планировкой, но все же в первую очередь - исключительной функциональностью таких конструкций, в основе которых - высокая мобильность. Современный человек динамичен и его предметно-пространственное окружение в полной мере должно соответствовать тому калейдоскопу событий и явлений, которыми наполнена нынешняя жизнь. В этой ситуации на помощь вновь приходят легкие перегородки. Надо сказать, что облик возрожденной в наше время «фусума» претерпел значительные изменения. И это естественно, ведь сегодня легкие перегородки выполняют самые разные функции, имеют достаточно сложные конструкции и создаются из самых современных материалов.
За минувшие десятилетия представления о том, каким должен быть офис, сильно изменились, и перегородки эволюционировали в соответствии с требованиями времени. Вот почему современный арсенал офисных перегородок поражает разнообразием конструктивных решений и используемых материалов. Если попытаться классифицировать перегородки, то для начала следует выделить две большие группы данных конструкций. В одну из них входят внутренние ограждения, сооружение которых связано с выполнением строительно-отделочных и строительно-монтажных работ, в другую - готовые мебельные модули, изготовленные поточным промышленным методом, которые также называют мобильными перегородками. В каждой из этих групп присутствуют свои подразделения, отличающиеся видами используемых материалов, типами конструкций и функциональным назначением.
Строительно-отделочными перегородками называют ограждения, сооружаемые из кирпича, гипсовых блоков, гипсокартона и др. материалов и подлежащие последующей отделке. К строительно-монтажным перегородкам относят те, которые собирают из полуфабрикатов промышленного производства и имеют жесткое крепление несущих элементов к строительным конструкциям. В группу строительно-монтажных перегородок входят стационарные и трансформируемые конструкции. Стационарные перегородки, в свою очередь, делятся на безрамные и каркасные. У безрамных перегородок, как правило, стеклянное заполнение (толщина от 10 мм), которое фиксируется профилем (по двум сторонам или по периметру) или имеет точечное крепление.
В каркасных перегородках прозрачное, непрозрачное или комбинированное заполнение находится в каркасе, собранном из специализированных, адаптированных или иных профилей. Чаще всего применяют профили стальные, алюминиевые или комбинированные. Кроме того, используются профили из ПВХ. Большинство отечественных производителей перегородок применяют профильные системы собственной разработки, адаптированные к запросам российского потребителя. Среди них выделяют компании Nayada (алюминиевые профили Nayada - Standart, Nayada-Standart/lite/lite M, стальные профили Nayada-Rauman), «Ирлайн» (профильная система «Ирлайн-Универсал»), «СтройМода» (алюминиевые профили Vision, стальные профили Styline). Наряду с ними применяются и зарубежные профильные системы, такие как Triplan, A BCD International, Rimadesio, Astor Mobili, Albed. Из новинок следует отметить профили Free Style concept.
Офисные перегородки, выполненные с применением перечисленных профильных систем, изготавливают российские компании «Комаров и Ко», Nota Bene, «Астарта Престиж», Natalex, «Оки-Доки», «СТ-Групп», «Квазар», «Перофи КО». В качестве заполнения, помимо стекла, могут присутствовать панели из МДФ, ДСП или гипсокарто-на, включая пожарозащитные и звукоизолирующие. В отношении трансформируемых перегородок, также относящихся к группе строительно-монтажных конструкций, следует сказать, что их главное отличие от стационарных заключается в возможности открывать и закрывать входной проем или изменять его габариты и таким образом трансформировать (расчленять или объединять) функциональное пространство. Трансформируемые перегородки представлены двумя основными видами конструкций: двери-«гармошки» и сдвижные двери или крупногабаритные панели. Сдвижные трансформируемые перегородки идеально подходят компаниям с гибкой структурой ведения бизнеса. Как правило, примерно половину рабочего времени sales-менеджеры и руководители компаний проводят на переговорах и семинарах.
Общение и обучение становятся важнейшими видами офисной деятельности и, соответственно, требуют особых приемов организации рабочего пространства. Для создания многофункционального помещения, которое служило бы и рабочим кабинетом, и зоной для переговоров, применяются мобильные перегородки. Конструктивная основа такой системы включаете себя прикрепленный к потолку направляющий рельс, по которому передвигаются оборудованными роликами панели. Перемещенная в нужное место панель жестко фиксируется при помощи специального ключа и фактически превращается в стену.
Трансформируемые перегородки могут иметь цельностеклянные или непрозрачные полотна (ламинированные или отделанные натуральным шпоном), в том числе - звукоизолирующие. Бывают ситуации, когда применение стационарных перегородок невозможно. Например, нельзя делать отверстия под крепеж в полу, стенах или потолке. Тогда зонировать пространство помогут мобильные перегородки, являющиеся, по сути, тяжелыми и средними ширмами, относящимися, скорее, к предметам мебели. Их главное назначение - обособление и организация индивидуального рабочего места.
Мобильные перегородки, как правило, не имеют жестких связей со строительными конструкциями, а их устройство часто предусматривает возможность прокладки электрической проводки, крепления полок, столешниц, емкостей для канцелярских принадлежностей и т. д. Трансформируемые и мобильные модули обычно довольно легко сопрягаются со стационарными перегородками. Принцип трансформации и мобильности, заложенный в самой функциональной сути этих перегородок, обеспечивает быструю оптимизацию рабочего пространства в соответствии с изменившимися условиями, следствием чего может стать уменьшение или увеличение количества рабочих мест или возникновение необходимости в организации специальных помещений. Перегородки такого типа как нельзя лучш е подойдут для офиса молодой, динамично развивающейся компании. Помимо рационального и комфортного обустройства рабочего помещения, данные перегородки привлекательны высокой технологичностью монтажа.
При необходимости их установка может быть произведена за выходные дни, что сведет к минимуму потери рабочего времени персоналом офиса. Возведение таких перегородок выглядит как монтаж конструктора, исключающего «мокрые» процессы в ходе работ и позволяющего производить перепланировки работающих офисов. Технологии и материалы, применяемые сегодня при изготовлении внутренних перегородок, позволяют реализовать богатый спектр цвето-фактурных решений. Перегородкам можно придавать любую функционально-эстетическую направленность. Такая конструкция может стать носителем элементов фирменного стиля компании, а также имитировать текстуру разных пород дерева или камня, воспроизводить визуальные качества металла, и т. п. Всем элементам предметного окружения человека свойственно развитие в направлении приращения функций (до определенного предела, конечно). Как показывает практика, в нашей стране еще недавно наибольшей популярностью пользовались недорогие каркасные системы с оптически непрозрачным заполнением из панелей ламинированного ДСП или гипсокартона.
Сегодня требования к функциональности интерьерного офисного оборудования возросли, и интерес потенциального потребителя сместился в сторону остекления. Причем часто заказывают комбинированные модули - верх перегородки стеклянный, низ - непрозрачный. Это позволяет сохранять приватность, поддерживая при необходимости визуальный контакт. При необходимости периодического обеспечения визуальной изоляции помещения, остекленную часть перегородок и дверей можно оборудовать горизонтальными жалюзи. Вообще, стекло, в силу присущих ему физико-механических свойств, прочно вошло в функциональную структуру офисного интерьера.
Важно и то, что, благодаря способности к эстетической комбинаторности, стекло все активнее применяется во всевозможных сочетаниях с другими материалами (алюминий, сталь, композиты, дерево, натуральный камень). При этом заполнение конструктива может быть прозрачным и матированным, выполненным в различных витражных техниках, тонированным и даже поляризованным. Стекло превратилось в очень подвижный инструмент, позволяющий дизайнеру моделировать практически любую функционально значимую интерьерную ситуацию. Сейчас на Западе в дизайне офисного интерьера наблюдается тенденция к уменьшению роли каркасных конструкций.
Это явление объясняется повышенным вниманием к видеоэкологии производственного помещения. Дело в том, что геометрически прямые вертикальные и горизонтальные линии каркасных элементов перегородок, пересекающиеся под прямым углом в метрическом порядке, образуют так называемые «гомогенные» и «агрессивные» визуальные поля. Длительное пребывание в окружении таких полей может привести к нарушению физиологических механизмов зрения и даже к развитию психических заболеваний. Поэтому в последнее время предпочтение отдается цельностеклянным перегородкам, которые к тому же, не препятствуя проникновению дневного света, позволяют экономить электроэнергию на легальном освещении рабочих мест. В силу этих причин в Европе все большее распространение приобретают цельностеклянные перегородки, которые являются наиболее современным средством обустройства офисных помещений. Они представляют собой триплекс или закаленное стекло протяженностью до нескольких метров, при этом далеко не всегда в такой прозрачной конструкции можно обнаружить присутствие зажимного профиля и стыков между секциями. Минимальные монтажные допуски между соседними стеклами и особая технология обработки кромок стекла позволяют создавать впечатление непрерывного стеклянного полотна.
Другой принцип оптимизации производственной среды реализован в универсальной серии закругленных модулей «Оазис», впервые в России включенных в производственную программу компании «Ирлайн». Мягкая, природосообразная пластика модулей не только повышает визуальный комфорт служебного интерьера, но и позволяет более рационально организовать передвижение сотрудников офиса и их посетителей. Немаловажно и то, что данные модули предполагают многовариантную сочетаемость с элементами других систем, что расширяет свободу функционально-эстетической организации офисного пространства.
Современные офисные перегородки с присущей им высокой степенью комбинаторности и широким спектром комплектации обладают поистине неисчерпаемым потенциалом для принятия и реализации бесчисленного множества интерьерных концепций. Умелое применение внутренних ограждающих конструкций позволяет не только решить целый комплекс утилитарно-бытовых задач, связанных с интенсификацией рабочего процесса, но и сделать офисное пространство выразителем идеологии компании, придать ему яркий, запоминающийся образ, неизменно ассоциирующийся с успешной деятельностью фирмы. Пройдя длительный путь эволюции и превратившись в универсальное многофункциональное интерьерное оборудование, офисные перегородки в наши дни становятся ориентиром для развития интерьерного дизайна в новом тысячелетии. Редакция журнала благодарит компании «Астарта Престиж». Natalex.
«Ирлайн». Nayada, «СтройMода» за предоставленные материалы.